top of page

Принцип удовольствия и принцип реальности - кто с кем и за кого?

В работе «Положение о двух принципах психической деятельности», написанной в 1911 году, Фрейд ввёл понятие «принципа реальности». Высшей тенденцией, которой подчиняются первичные процессы является принцип удовольствия-неудовольствия. Фрейд указывал на могущество этого принципа, в связи с деятельностью которого происходит вытеснение тех переживаний, которые вызвали неудовольствие, сны, где исполняются желания сновидца, а также грёзы наяву. Но грёзы, сны и фантазирование наяву заканчивались, а в действительности ничего не менялось, и это приводило к разочарованию наяву и необходимости отказа от удовлетворения с помощью галлюцинаций (мы можем наблюдать такую попытку справиться с неудовольствием с помощью алкоголя, наркотиков и т.п.) Возникала необходимость к реальным изменениям – с введением нового принципа психической деятельности – принципа реальности. В следствии принципа реальности началось качественно иное развитие сознания, внимания и памяти. Вместо вытеснения возникло беспристрастное суждение, моторное проявление (мимика, выявление аффекта) превратилось в действие. Лишь фантазирование ( которое начинается в детском возрасте через игры и продолжается во взрослом возрасте в снах наяву), не имеет под собой опоры на реальные объекты. Изначально половые влечения аутоэротичны и не требуют присутствия принципа реальности, поскольку находят удовлетворение в своём собственном теле, но далее наступает период отыскание объекта, который, однако, прерывается из-за наступления скрытого периода, который задерживает половое развитие до наступления пубертата. Т.о., аутоэротизм и скрытый период задерживают психическое развитие полового влечения и сохраняют психическое развитие на более долгое время под господством принцип удовольствия. От господства принципа удовольствия половое влечение у многих людей так никогда уже не может избавиться (предпочтение фантастического сексуального объекта, а не реального). Вытеснение – способ побега от реальности к принципу удовольствия. «Значительная часть психических предрасположений к неврозу вызывается, таким образом, более поздним приспособлением полового влечения к соблюдению условия реальности и теми обстоятельствами, которые вызывают запоздание». Противодействующие друг-другу принцип реальности и принцип удовольствия тем не менее не равносильны, так как принцип реальности необходим для надёжности исполнения принципа удовольствия, хотя и с какой-то отсрочкой во времени. Религиозные учения успешно применяют учение о награде на том свете за страдания на этом, однако, не достигнув при этом преодоления принципа удовольствия. Науке лучше удалось преодоление принципа удовольствия, но очевидно что и здесь присутствует принцип удовольствия во время интеллектуальной работы и дальнейшего практического приобретения. Воспитание может помочь в преодолении принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности. У ребёнка есть награда в виде любви и одобрения со стороны воспитателей, однако, цель не будет достигнута, если ребёнок считает что ни при каких обстоятельствах не может потерять любовь и одобрение. С помощью искусства возможно достичь примирения принципа удовольствия и принципа реальности. Художник, не смиряясь с реальностью, где требуется отказ от удовлетворения влечений, реализует их в виде своей деятельности, находя обратный путь в мир реальности – одобрение и восхищение реальными людьми в реальном мире, потому что другие люди также испытывают неудовольствие от необходимого в реальности отказа, а также потому, что это неудовольствие само и есть часть реального мира. В процессе превращения Я: стремящегося к удовольствию, к Я, стремящемуся к реальности, сексуальные влечения от аутоэротизма, проходя через различные фазы, направляются на объект любви, что в дальнейшем служит функции размножения. И в итоге, самое поразительное свойство бессознательных (вытесненных) процессов: для них реальность не имеет значения, так как мыслимая реальность приравнивается к внешней действительности, а желание – к осуществлению, к событию, как это вытекало из принципа удовольствия. Очень трудно в связи с этим отличить бессознательную фантазию от ставших бессознательными воспоминаний. «Потому-то надо остерегаться ошибки, как бы не внести в вытесненные психические образования оценку из реального мира или недостаточно высоко оценить значение фантазий только потому, что они нереальны, или же пытаться вывести невротическое чувство вины из чего-нибудь другого на том основании, что нет налицо действительно совершенного преступления. Каждому вменяется в обязанность пользоваться той валютой, которая в исследуемой стране является господствующей. В нашем случае - это невротическая валюта». Таковы основные моменты работы «Положение о двух принципах психической деятельности». Принцип удовольствия-неудовольствия – это важнейший принцип в психоанализе, утверждающий, что целью любой психической активности является поиск удовольствия и избегание неудовольствия (первая экономическая модель психики по Фрейду). В психике имеется определенное количество энергии, и возрастание уровня энергии или напряжения, создаваемое влечениями, вызывает неудовольствие, а устранение напряжения - удовольствие. Этот избыток энергии, ощущаемый как неудовольствие, и побуждает человека к действиям – к жизни, а понижение этого избытка энергии, которое ощущается как удовольствие, но останавливает человека в желаниях и действиях - по своей сути и есть смерть или нирвана (вторая экономическая модель психики по Фрейду о борьбе и единстве двух противоположностей: влечения к жизни, Эроса, и влечения к смерти, Танатоса). Принцип удовольствия-неудовольствия имеет биологическое и психологическое значение. Биологической моделью фрейдовского понятия удовольствия послужил принцип гомеостаза. Согласно этому принципу, равно как и принципу удовольствия-неудовольствия, организм стремится избегать или устранять чрезмерное напряжение и сохранять напряжение стабильным на максимально низком уровне. В психологическом аспекте также предполагается, что люди стремятся удовлетворять различные потребности, что равносильно получению удовольствия, и устранять чрезмерное напряжение, обычно сопровождаемое неудовольствием. В то же время, Фрейд отмечал, что в определенных ситуациях, таких, как предварительные любовные ласки, напряжение, создаваемое сексуальным влечением, усиливает ощущение удовольствия. Он пришел к выводу, что соотношение между напряжением от влечений и удовольствием-неудовольствием не является столь простым, как он считал вначале, и что ритм и скорость аккумуляции (накопления) и разрядки могут определять субъективное переживание удовольствия или неудовольствия. (В общем случае, чем выше напряжение, тем острее переживание удовольствия при удовлетворении - и в этом смысл предварительных любовных ласк.) Принцип удовольствия-неудовольствия следует также рассматривать в контексте развития. Поведение младенца и маленького ребенка регулируется главным образом принципом удовольствия. Лишь с возрастом ребенок начинает понимать, что его желания порой расходятся с реальностью или не соответствуют требованиям окружающих. Поэтому он постепенно начинает осознавать существование и важность принципа реальности, благодаря наставлениям, предостережениям и примерам родителей, а также в страхе перед отказом в любви со стороны родителей и наказанием. Исходя из структурной модели психики по Фрейду (триединая модель) только Эго, часть которого обладает сознанием, руководствуется принципом реальности. Супер-Эго побуждает следовать императивам (категорическим требованиям), которые хотя и выдаются за требования реальности или требования социума, по своей сути являются наследием требований со стороны родителей. Супер-Эго является источником тревоги, которая никак не обусловлена внешними обстоятельствами (или только кажется обусловленной внешними обстоятельствами) - это всевидящее око родителей или Бога. Ид руководствуется исключительно принципом удовольствия, являясь "животной" частью психики человека. Ид совершенно не "желает" руководствоваться принципом реальности, создавая этим конфликт между собственными "животными" влечениями и требованиями реальности. Эго (наше Я) таким образом оказывается между молотом и наковальней, раздираемое противоречиями между требованиями Супер-Эго и Ид. Жизнь человека держится на принципах удовольствия и реальности. От бесконтрольного проявления агрессии и любви со стороны окружающих нас спасает принцип реальности. Этот принцип согласует разнонаправленные интересы и желания, создает культурные конвенции, делающие возможным человеческое сообщество. Принцип удовольствия движет нами, а принцип реальности помогает нам выжить при движении к цели. Даже во времена первобытных людей, где добыча пищи была основной задачей для выживания, принцип реальности помогал развитию мышления и формированию новых умений и навыков: на леопарда не нужно идти с голыми руками, а необходимо копьё или нож для компенсации «экипированности» когтями и клыками у леопарда. Принцип реальности не давал съесть целого мамонта при удачной охоте за один раз и умереть от переедания, но ограничивал количественное удовольствие от поедания пищи и человек начал формировать запасы еды на случай неудачной охоты – что тоже являлось реальностью, что в свою очередь обеспечивало выживания стаи. Благодаря принципу реальности стали развиваться инженерная мысль и деятельность: можно идти долгие километры в в обход реки в поисках хороших мест для жизни и охоты, а можно построить мост через реку. Принцип реальности способствовал развитию целительства, знахарства, медицины, так как человек стремился к сохранению себя, своих детей, всей стаи. У человека появилось больше жизненного пространства для развития. Принцип реальности дал толчок развитию письменности, чтобы передавать накопленный опыт потомкам, чтобы увековечить себя во времени. Принцип реальности приводит к вооружению стран, чтобы сохранять свою территориальную целостность, свободу и жизнь каждой отдельно взятой страны. Принцип реальности говорит нам о том, что с помощью оружия нельзя решить все проблемы безопасности, и человечество находит новые пути и решения – политика, дипломатия. Но где же принцип удовольствия? А он и направляет нас через желания, но для успешного маршрута без принципа реальности не обойтись. Счастье является единственной целью и для каждого отдельного человека, и для всех людей в любом обществе. Для достижения этой цели всем людям даны желания и возможности действий, которыми можно эти желания воплотить. Литература

  1. Зигмунд ФРЕЙД. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., "Алетейя", 1998. / Фрейд З. Положение о двух принципах психической деятельности. С 98 - 107.

  2. В.М. Лейбин. Психоанализ. 2-е изд. –СПб: Питер, 2008


11 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page